Методические рекомендации
Подготовка учащихся к ОГЭ по обществознанию:
формы, методы и приемы
Из опыта работы учителя истории и обществознания
МБОУ СОШ № 17 Оганесян К.Э.
Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, планомерная и согласованная деятельность всех участников образовательного процесса. Перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте и подготовить выпускников к ОГЭ. Главным условием для успешной сдачи является интерес ученика и его мотивация.
На чем строится моя работа по подготовке учащихся к ОГЭ по обществознанию в 2021-2022 учебном году:
Предмет обществознания для сдачи экзамена в форме ОГЭ выбрали 15 обучающихся девятого класса А из 26. Для подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ в начале учебного года был составлен «План подготовки к ОГЭ учащихся 9-ого класса».
Составлен график проведения консультаций по подготовке к ОГЭ. Постоянно в поле зрения находится успеваемость и посещаемость учащихся 9-ого класса. Учащиеся не должны чувствовать недостаток информации об итоговой аттестации, с этой целью в кабинете подготовлен информационный стенд для учащихся «Подготовка к ОГЭ по обществознанию», размещена вся необходимая учащимся информация. В течение учебного года проводятся пробные экзамены, результаты анализируются. На основе данной работы выявляются учащиеся с высоким, средним и низким уровнем подготовки, что в свою очередь, помогает не только грамотно спланировать уроки, но и консультации с учащимися. Каждое задание из ОГЭ анализируется, дается необходимая теоретическая база для решения того или иного задания, а также предлагаются тестовые варианты из реальной базы ОГЭ, чтобы закрепить тему. На первых консультациях учащиеся знакомятся с формой проведения ОГЭ, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Были показаны учащимся справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке, какими ресурсами они могут воспользоваться.
Работа в тестовых технологиях занимает определенное место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков. Каждый новый раздел (тема) должна закрепляться тестовым контролем.
При подготовке к ОГЭ обществознанию, считаю необходимым, прежде всего, использовать системно - деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к основному государственному экзамену.
1 этап – работа с понятиями на уроках;
2 этап – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;
3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.
4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ОГЭ.
5 этап – работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний. Это работа с интерактивными презентациями.
При подготовке к ОГЭ применяю обычно групповую форму работы, как наиболее эффективную, из методик в рамках системно-деятельностного подхода мне хотелось бы остановиться на методике кейсов. На современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретает интерактивное обучение. В контексте интерактивного обучения разработана технология проведения интерактивных лекций, предусматривающая создание «фокус - групп» тренинги и др. Одна из таких технологий получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.
Опыт показывает, что самым сложным блокам в изучении предмета обществознания, является блок «Право».
На уроках обществознания при изучении раздела «Правоотношения» и на консультациях кейс-метод является эффективным средством обучения.
Цели педагогической деятельности:
1. Подвести учащихся к пониманию ценности прав и свобод человека и гражданина, гарантированность их государством
2. Развивать умения:
- организовать своих знаний и упорядочить их,
- создавать свои собственные приёмы обучения,
- принимать самостоятельные решения и выдвигать собственные идеи;
- отстаивать свои права.
3. Воспитывать способность брать на себя ответственность, так же толерантность в восприятии качеств и черт характера окружающих.
Основные понятия:
- Право, обязанность;
- Неприкосновенность жилища;
- Неприкосновенность частной жизни, тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Источники и литература:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский Кодекс РФ;
- Уголовный Кодекс РФ;
Работа с понятиями на уроках обществознания:
Очень важно, чтобы учащиеся не только заучивали термины и их значение наизусть, но и понимали их смысл. Ведь дословно определения терминов редко совпадают в разных учебниках, словарях и текстовых фрагментах итоговой аттестации. Словарная работа по терминам с указанием их корневого значения формирует «узнавание» понятий, «переодетых» в другие формулировки. Например, «конституция». Что такое константа в физике, математике? Неизменное значение, что-то незыблемое, устойчивое. Переводим «конституцию» как «установление», уточняем - «неизменное установление». И тут вопрос: неизменное установление чего? Конечно же, с одной стороны это установление неизменных прав и свобод граждан, а с другой стороны – это установление границ вмешательства государства в частную жизнь людей, в деятельность их объединений и организаций. После такого объяснения сразу можно провести закрепление: зачем нужна Конституция? А что происходит, если нет Конституции?
Работа с текстовым материалом на уроках обществознания:
Для выполнения заданий 21-24 в ОГЭ необходимо научить учащихся работать с текстом. Можно использовать такой прием как работа с источником и печатными изданиями.
Работа с печатными изданиями на уроках обществознания:
-
- Подготовка
- Проведение
- Анализ газетных материалов
Предлагаем учащимся работать также с интернет - ресурсами:
- https://soc-oge.sdamgia.ru/ - Решу ОГЭ
- http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge - Открытый банк заданий ФИПИ
- https://yandex.ru/tutor/ - Онлайн тесты
- http://gia.edu.ru/ru/ - Официальный информационный портал ОГЭ
- https://foxford.ru/ - Школа Фоксфорд
|