Рабочие программы по учебным предметам: содержание, структура, требования, особенности
В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения приоритетным направлением развития общего образования является обеспечение качества образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества, государства. В соответствии с ФЗ «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом разработаны и опубликованы примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования, в которых определены цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация образовательного процесса.
Примерная программа по учебному предмету ориентирует учителя при составлении рабочих программ. Рабочая программа учебного предмета– это совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом (педагогами) ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом целей и задач основной образовательной программы образования школы и отражающий пути реализации содержания учебного предмета. Это программа действий учителя для достижения образовательных результатов. Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на примерной программе по учебному предмету. Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине. Задачи учебной рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых. Каждый учитель-предметник должен иметь рабочую программу по своему предмету. Рабочие программы должны отражать особенности структуры и содержания того комплекта учебников по предмету, который выбран учителем и по которому осуществляется обучение. Часто учителя спрашивают, можно ли пользоваться готовыми, изданными рабочими программами или они должны разрабатывать их сами? В случае если изданные рабочие программы отвечают требованиям ФГОС, дублировать их необходимости нет, и можно использовать готовые рабочие программы. Конечно, учитель может самостоятельно разработать рабочую программу к комплекту, по которому он работает, соблюдая все требования ФГОС общего образования, учитывая особенности класса, в котором он работает, и представить рабочую программу как индивидуальный творческий документ.
Приступая к составлению рабочей программы по учебному предмету, учителю необходимо хорошо знать: - основное содержание курса, то есть соответствующий раздел фундаментального ядра содержания общего образования, который сохраняется независимо от того, по какому учебнику работает учитель;
- требования к результатам освоения основной образовательной программы соответствующего уровня образования в области своего учебного предмета;
- планируемые результаты изучения учебного предмета;
- программу формирования универсальных учебных действий;
- программу воспитания и социализации обучающихся.
Со всеми этими материалами учитель может ознакомиться, прочитав примерную программу по своему учебному предмету и примерную основную образовательную программу соответствующего уровня образования. Необходимо напомнить, что рабочая программа составляется не вообще к учебному предмету, а к конкретной линии учебников, по которой учитель работает. Требования к программе: 1.Наличие признаков нормативного документа. 2.Учет основных положений образовательной программы школы. 3.Полнота раскрытия ценностей и целей обучения. 4.Системность и целостность содержания образования. 5.Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы. 6.Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ. 7.Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования. Рабочие программы создаются с учетом: • требований компонентов федеральных государственных образовательных стандартов;
• примерных и авторских образовательных программ по предмету; • обязательного минимума содержания основных учебных образовательных программ; • объема учебного материала для обучающихся; • требований к уровню подготовки выпускников; • объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом школы для реализации учебных предметов в каждом классе (параллели); • когнитивных особенностей и познавательных интересов обучающихся; • целей и задач образовательной программы учреждения; • используемого комплекта учебно-методического обеспечения; • информационно-технического оснащения учебного кабинета (образовательного процесса)
Рабочая программа по любому учебному предмету должна строиться по той же структуре, что и примерная программа. Эта структура определена ФГОС. Рабочая программа должна включать: 1. Титульный лист. 2. Пояснительная записка. 3. Общая характеристика учебного предмета. 4. Описание места учебного предмета в учебном плане школы. 5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета. 6. Содержание учебного предмета. 7. Тематическое планирование учебного курса. 8. Планируемые результаты достижения обучающимися. 9. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Титульный лист рабочей программы должен содержать: - наименование общеобразовательного учреждения; - название курса, для изучения которого написана программа; - уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленное или расширенное изучение предмета); - указание параллели, класса, в котором изучается курс; - фамилию, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы; - гриф утверждения программы; - год составления программы. Пояснительная записка рабочей программы по учебному предмету должна содержать: · нормативную основу программы (федеральный компонент государственного образовательного стандарта (далее ФГОС), примерную программу по общеобразовательному предмету, авторскую образовательную программу в соответствии с учебно–методическим комплектом, образовательную программу образовательного учреждения, образовательную программу по предмету, учебный план образовательного учреждения; · цели и задачи обучения по предмету в данном классе; · отличительные особенности по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, перестановка порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.), обоснование внесенных дополнений и изменений; · количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе количестве часов для проведения контрольных (с указанием вида), лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований, уроков развития речи; · межпредметные ( метапредметные) связи учебного предмета; · учет особенностей обучающихся класса; · особенности организации учебного процесса по предмету: формы, методы, средства обучения, используемые учителем; · виды контроля ( вводный, текущий, тематический, рубежный, итоговый, комплексный); -- формы контроля, используемые учителем; · используемый учебно-методический комплект (полный перечень).
Подождите, идёт загрузка файла....
|