МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для подготовки к ЕГЭ по русскому языку - в виде файла doc
Экзаменационная работа отражает важнейшие направления по изучению русского языка в школе: овладение нормами современного русского литературного языка, совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение функциональной грамотностью во всех ее проявлениях, развитие духовно-нравственных и эстетических качеств личности и т.д.
Репетиционные экзамены по русскому языку показывают, что наиболее трудными для выполнения являются задания 1, 9, 10, 11, 12, 17, 21, 22.
ЗАДАНИЕ 1.
Задание 1 – новое задание, внесенное в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 2021-2022 учебном
году. По этой причине трудности при выполнении данного задания вполне объяснимы. Чтобы успешно справиться с данным заданием, нужны глубокие теоретические знания, которых, к сожалению, многим выпускникам не хватает. Для подготовки предлагаются следующие материалы.
Пример формулировки задания 1.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
|
Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап,
литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).
|
|
Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.
|
|
Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).
|
|
Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых
есть ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.
|
|
Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.
|
Чтобы справиться с заданием 1 экзаменационной работы, участнику экзамена необходимо овладеть следующими понятиями: текст, основные признаки текста, тема, главная мысль, позиция автора, аргументы, связность текста, цельность текста, композиция текста, средства связи предложений в тексте, язык художественной литературы, разговорная речь; публицистический, научный, официально-деловой стили речи; функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Для успешного выполнения задания у экзаменуемого должны быть сформированы следующие умения:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа;
- адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Особое внимание следует обратить на то, что весь объем теоретического и практического материала, который востребован при выполнении этого задания, будущие участники экзамена изучали в основной и старшей школе. Так, если обратиться к учебникам Федерального перечня Минпросвещения России, созданным для старшей школы, то можно увидеть, что материал для выполнения задания 1 представлен в полном объеме. Например:
Русский язык. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый уровень) / С.И. Львова, В.В. Львов. – 4-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2020. – 215 с.
§ 2. Функциональные разновидности русского языка
§ 3. Разговорная речь
§ 4. Официально-деловой стиль речи
§ 5. Научный стиль речи
§ 6. Публицистический стиль речи
§ 7. Язык художественной литературы
Русский язык. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2019. – 271 с.
11 класс
§ 10. Понятие о тексте
§ 27. Понятие о функциональной стилистике
§ 28. Разговорная речь
§ 29. Научная речь
§ 30. Официально-деловой стиль
§ 31. Публицистический стиль
§ 32. Культура публичной речи
Русский язык. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – М.: Русское слово, 2017. — 448 с.
11 класс
§ 108. Язык и речь
§ 112. Научный стиль
§ 113. Официально-деловой стиль
§ 114. Публицистический стиль
§ 115. Разговорный стиль
§ 117. Типы речи
Учебники также содержат основные направления анализа текста. Так, например, в учебнике
«Русский язык. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый уровень)
С.И. Львова, В.В. Львов. – 4-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2020. – 215 с.» анализ текста
включает в себя следующие пункты:
«1) композиционно-содержательный анализ текста: сформулируйте и запишите тему текста, основную мысль; озаглавьте текст; напишите, как связаны предложения первого абзаца текста, указывая: смысловые отношения между предложениями (пояснительные, причинно-следственные, противительные, соединительные и т. п.); вид связи (последовательная, параллельная, сочетание последовательной и параллельной); средство связи предложений (местоимения, повтор одного и того же слова, синонимы, однокоренные слова, описательные обороты, наречия и др.);
- типологический анализ текста: напишите, к какому типу речи относится текст (описание, повествование, рассуждение; сочетание различных типов речи);
- стилистический анализ текста: напишите, к какой функциональной разновидности языка относится текст; перечислите основные стилевые признаки текста (сфера применения, задачи речи, основные стилевые черты, а также характерные для стиля языковые средства и стилистические приемы); перечислите изобразительно- выразительные языковые особенности ».
Для работы предлагаются следующие материалы:
- СТИЛИ РЕЧИ.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА СТИЛЕЙ1
Стиль текста
|
Описание стиля
|
Функции
|
Где используется
|
1. Научный стиль
|
Логичен, направлен на описание законов, закономерностей, взаимодействий явлений и предметов. В лексике преобладают специальные термины, общенаучные слова, существительные, в основном, абстрактные.
|
Информационная, обучающая, доказательная:
Сообщение, научное объяснение
|
Учебная литература, методический материал, научные работы, справочники, научная статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция
|
2. Публицистический стиль
|
Призван влиять на разум и чувства читателей. Предназначен для донесения информации до широкой публики в СМИ. Лексика общественно-политическая, эмоционально окрашенная.
|
Информационная, мотивационная:
Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу
|
Статьи, очерки, репортажи, фельетоны, интервью.
|
3. Официально-деловой стиль
|
Служит для информирования в официальной обстановке. Используется в законодательстве, делопроизводстве, административно-правовой деятельности. Содержит штампы, информация передана в сжатом виде.
|
Информационная: сообщение, информирование
|
Официальные документы: нормативно-правовые акты, справки, заявления, доверенности, расписки, информационные письма, жалобы, приказы.
|
4. Художественный стиль
|
Воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей. Характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.
|
Информационная, эстетическая: Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя
|
Стихи, поэмы, романы, рассказы, пьесы, сценарии.
|
5. Разговорный стиль
|
Передаёт речь людей в неформальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.
|
Информационная: непосредственное бытовое общение; обмен информацией по бытовым вопросам
|
Диалоги, личный блог
|
Как определить стиль?
Найти ответы на каждый из вопросов:
Зачем говорится? О чём говорится? Где говорится? С кем говорится?
(функция) (тема) (сфера применения)
Отличие публицистического стиля от научно-популярного
Научный стиль доносит научные идеи научному сообществу,
научно - популярный стиль – понимание задач науки в массах,
публицистический стиль доносит различные социально- политико-идейные аспекты до любого читателя.
- ТИПЫ РЕЧИ
Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).
В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.
Виды описаний: портрет, пейзаж, предмет, интерьер.
План описания: общее представление (назначение предмета, принцип действия, внешний вид), отдельные признаки, впечатление, авторская оценка, вывод.
Описание — это мир в покое (одна фотография)
|
Типичная композиция текстов-описаний включает:
1) общее представление о предмете;
2) отдельные признаки предмета;
3) авторскую оценку, вывод, заключение
|
Разновидности описания:
1) описание предмета, человека (его характеристика)
|
|
|
Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается)
|
3) описание состояния окружающей среды
|
Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.)
|
4) описание состояния лица (человека)
|
Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.)
|
Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).
В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.). Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
План: предыстория событий (м. б., описание места действия, сообщение о времени и действующих лицах), завязка, развитие событий, кульминация, развязка, заключение (эпилог). В конце делается вывод.
Повествование может включать элементы описания и рассуждения.
Повествование —
это мир в движении (один кадр сменяет другой)
|
Типичная композиция повествовательных текстов включает:
1) завязку (начало событий);
2) развитие действия;
3) кульминацию;
4) развязку (итог событий)
|
Разновидности повествования:
1) изобразительное;
2) информативное
|
Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).
Рассуждение —
это мысли о мире, а не сам мир
|
Типичная композиция текстов-рассуждений включает:
1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения);
2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры);
3) вывод
|
Разновидности рассуждения:
1) рассуждение- доказательство
|
Почему так, а не иначе? Что из этого следует?
|
2) рассуждение- объяснение
|
Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления)
|
3) рассуждение- размышление
|
Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями)
|
В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).
Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.
Внимание! Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА РЕЧИ
Чтобы правильно определить тип речи, ответьте на вопросы:
- автор ставит перед собой задачу статистически (зафиксированный момент) изобразить действительность? (КАКОЙ ПРЕДМЕТ?)
Описание: перечислены признаки увиденной персонажем картины;
- Автор ставит перед собой задачу динамически (в движении) отразить действительность? (ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ?)
Повествование: последовательно описаны действия и состояния персонажей;
- Автор ставит перед собой задачу отразить причинно-следственные связи явлений действительности (ПОЧЕМУ это происходит?)
Рассуждение: даны размышления персонажа
ЗАДАНИЕ 6.
Данное задание предполагает следующие две формулировки.
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Следует отметить, что задание с формулировкой № 1 выполняется успешнее.Замена слова, безусловно, сложнее: это учебное действие основано на знании норм лексической сочетаемости слов, правил употребления фразеологизмов и др., что предполагает выделение пары слов, которые не могут быть связаны друг с другом по смыслу. Причины ошибок в задании 6 с формулировкой № 2 объясняются в основном отсутствием у экзаменуемых навыков определения лексического значения слова и способов проверки правильности его употребления в предложении (подбор синонимов, антонимов; анализ морфемного строения слова и т.п.). Как показал анализ содержания неверных ответов, проблемы участников экзамена возникают в случае непонимания лексического значения слова и возможной сочетаемости слов. Значительное количество ошибок связано с неумением определить неверное использование устойчивых оборотов и словосочетаний и заменить один из компонентов (например: играть роль, иметь значение).
ЗАДАНИЕ 9. В прошлом учебном году были внесены следующие изменения, которые сохранились в КИМ
ЕГЭ-2022
2020 г. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
2021 г. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
Помимо знаний орфографических правил, касающихся правописания гласных в корне слова, задание требует от выпускника умения производить морфемный разбор. Следовательно, нужно больше внимания уделить темам «Морфемика» и «Словобразование».
ЗАДАНИЕ 10.
Пример задания:
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1
|
без..нициативный, вз..скать, роз..грыш
|
|
2
|
обе..доленный, чере..чур, не..держанный
|
|
3
|
пр..бить (гвоздь), пр..клеить (на бумагу), пр..брежный
|
|
4
|
арх..важный, ант..художественный, д..сквалификация
|
|
5
|
поз..прошлый (год), с..путствовать, р..зослать (письма)
|
Правильный ответ: 134. Типичные ошибки:
- при выборе ответа не указывают ряд № 1 (незнание правила «Правописание гласных Ы и И после приставок»);
- в качестве правильного ответа указывают ошибочный ряд № 2, что говорит либо о незнании звонких и глухих согласных, либо о несформированности умения проводить орфографический анализ слова, либо о неумении правильно членить слово на морфемы для последующей квалификации орфографического написания.
ЗАДАНИЕ 11.
Для успешного выполнения данного задания (правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)) в первую очередь требуются знания по морфологии, а уже потом применение определённого орфографического правила. Именно с неумением определять часть речи слова, данного для анализа, связаны ошибки в выполнении этого задания.
Формулировка задания (из демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку ФИПИ)
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) магни..вый, овлад..вать
2) (повернуть) направ.., завед..вать
3) застра..вающий, чист..нький
4) танц..вать, син..ватый
5) причудл..вый, цел..вой
Алгоритм выполнения
1. Внимательно читаем задание;
2. Определяем часть речи;
3. Сначала работаем с существительными и прилагательными, т.к. они вызывают меньше всего вопросов; сверяемся с теорией и ставим гласную;
4. Глаголы и другие части речи оставляем на "десерт". Сверяемся с таблицей спряжения, не забываем проверять вид глагола. Самую большую трудность представляет различение суффиксов глаголов -ева-, -ива, -ва;
5. Не забываем об исключениях.
6. Выписываем номера ответов.
ЗАДАНИЕ 12.
Как показывает статистика, самой сложной орфограммой является орфограмма «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий». Причиной ошибок при выполнении этого задания зачастую является неумение восстановить неопредёленную форму производящего глагола, что является результатом недостаточной тренировки в трансформировании инфинитива в личные формы глагола и наоборот (Например: тащАщий – экзаменуемые определяют спряжение по глаголу таскать, а не тащить, то есть смешивают виды глагола, а значит, и спряжение).
ЗАДАНИЯ 13,14,15.
Ошибки в заданиях 13 на проверку навыков слитного и раздельного написания слов с частицей НЕ (НИ), 14 – на слитное, дефисное, раздельное написание слов, 15 – на правописание -Н- и -НН- в различных частях речи повторяются из года в год, поэтому стоит на них обратить внимание. Они связаны с тем, что в центре внимания на уроках по орфографии традиционно оказывается только письмо, причем организованное не на осознанном оперировании правилами, а на уровне заучивания формулировок.
ЗАДАНИЕ 21
В вариантах ЕГЭ для были даны тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием, тире. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте. В предложенном тексте необходимо осуществить определенную аналитикую работу, связанную с пунктуационным анализом каждого предложения, где есть запятая(-ые)/тире/двоеточие:
-
- выделить эти предложения;
- проанализировать структуру и смысловое содержание выделенных предложений;
- классифицировать расстановку запятой(-ых)/тире/двоеточия по пунктуационному правилу в каждом предложении;
- указать только те предложения, в которых запятая(-ые)/тире/двоеточие расставлена(-ы) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
Таким образом, осознание структуры синтаксической конструкции осуществляется с опорой на синтаксические знания и отражает способность экзаменуемых соотносить конкретный языковой материал с отвлеченной схемой.
Реализация данного аспекта в обучении требует повышенного внимания к семантической стороне языка и выяснению внутренней сути языкового явления, знакомства с разными типами языковых значений и формирования способности опираться на него при решении разнообразных языковых задач.
ЗАДАНИЕ 22.
Экзаменуемые, как правило, безошибочно отличают повествование, в котором действие динамично, от описания, в котором действие статично, однако нередко испытывают затруднения в различении повествования и рассуждения в публицистических текстах. Чаще всего выпускники ошибаются в определении рассуждения в тех случаях, когда в нем нет ярко выраженного тезиса и его доказательств, а речь идет об объяснении чего-либо. Такой текст экзаменуемые обычно склонны относить к повествованию, отталкиваясь, вероятно, не от терминологического, а бытового значения слова: повествовать – значит, рассказывать о чем-либо, вообще что-то говорить.
Наиболее распространены ошибки при анализе художественных текстов, для которых характерны все три типа речи: описание – при характеристике предмета, портрета, пейзажа, окружающей обстановки; повествование – при перечислении активных действий, их смене во времени; рассуждение – при отступлениях автора, объясняющих поведение персонажей, при выражении позиций морально-
|