Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х


Официальный сайт МБОУ СОШ №17 города Кисловодска - Каталог файлов
     Карта сайта
      Форма входа
      Категории раздела
Математика [2]
Русский язык [0]
Литература [0]
Химия [4]
Физика [0]
Биология [0]
История [3]
Обществознание [0]
ОБЖ [0]
Ин. Яз. [3]
География [3]
Информатика [0]
Начальная школа [0]
Разное [14]
Воспитательная работа [8]
Музыка [1]
      Мини-чат
      Облако тегов
      Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 1598
       Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Сегодня были:
       Поиск
Главная » Файлы » Методический материал » Музыка

Из опыта работы
24.11.2014, 12:01
«Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки»

Работу выполнила
Терехова Светлана Ивановна
учитель музыки,
первая квалификационная категория.



г. Кисловодск 2014 год

Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки.
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека
В.А. Сухомлинский
Предисловие
Педагогическая концепция… Что это?
«Концепция» (от латинского conception – понимание системы) – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
Есть ли у меня своя учительская концепция? На основе анализа собственного опыта, смею утверждать: «Да, есть».
Прежде чем излагать ее содержание, хотелось бы остановиться на причинах, побудивших меня к внедрению новых технологий в преподавании музыки.
Идет 21 век. Цивилизация развивается. Информация становится самым выгодным и важным товаром. Возникают информационные технологии, позволяющие огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить, оказывать влияние друг на друга, находясь на противоположных сторонах земного шара. Растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Для современной школы возникает главная задача: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире.
Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, резко возрастает. Учитель не может всех учащихся сделать гениями, но может многих из них вооружить способами решения новых задач.
Между тем, ситуация, возникшая в области художественного образования, вызывает тревогу учителей и ученых – музыкантов.
Меня очень взволновала статья А. Мелик-Пашаева «О состоянии и возможностях художественного образования», представленной в Министерство образования и науки, в которой автор дает характеристику ситуации в художественном образовании.
«В условиях преобладающего сегодня отношения к художественной культуре соответствующий цикл школьных дисциплин неизбежно оказывается на третьем плане: и по составу учителей, и по отводимому на него времени, по оснащенности, и отношению к нему всех участников и руководителей образовательного процесса. Занятия искусством дети воспринимают как необязательные и неважные».
С тревогой автор статьи говорит о направленности государственной политики «на постепенное сокращение художественного цикла, на вытеснение его из федерального компонента в региональный, из основного образования в дополнительное».
А ведь основы художественного развития должен получить каждый человек и нигде, кроме общеобразовательной школы, обеспечить это невозможно.
Художественное образование, по мнению А.Мелик-Пашаева, «решает целый ряд задач, которые школа и общество считают важнейшими, но решить не могут».
Я поддерживаю А.Мелик-Пашаева в том, что занятия искусством снимают перегрузки, активизируют интеллектуальную деятельность, повышают общую креативность, развивают воображение, носят здоровье сохраняющий характер.
В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям своего народа и человечества.
Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому, ненужному предмету. А еще Пифагор, создавая свою «школу мудрости», положил в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.
На протяжении столетий в развитии европейской культуры «музыкальный акцент» продолжал существовать и активно участвовать в процессе образования.
На рубеже третьего тысячелетия самые дальновидные представители педагогического сообщества делают ставку на искусство и, в первую очередь, на музыку, которая должна умножить умственные силы учеников и помочь им в преодолении трудности обучения. Ведь наука давно и бесспорно доказала прямую зависимость между успехами в музыкальной школе и у классной доски. Музыка развивает пространственное и ассоциативное мышление, стимулирует работу мозга, способствует развитию речи и памяти, развивает трудолюбие, воспитывает терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Кроме этого, правильно подобранная музыка оказывает благоприятное воздействие на психику и здоровье человека.
Программы общеобразовательных учреждений «Музыка», предусматривают в ходе изучения курса достижения многих задач, направленных на:
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной культуры, памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, о воздействии музыки на человека, о ее взаимодействии с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира, музыкального вкуса учащихся, потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании, слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Таким образом, чтобы реализовать поставленные задачи, содержанием моей работы стало сделать предмет «Музыка» интересным и привлекательным для учащихся, при этом максимально учитывая межпредметные и внутрипредметные связи, логику учебного процесса и возрастные особенности школьников. Через формирование слушательского интереса достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитание у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным. Как этого можно достичь? Прежде всего, используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии. На мой взгляд, наиболее перспективными принципами педагогической техники являются достижения, изложенные Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств».
Размышляя о современном уроке музыки в общеобразовательной школе, я определила для себя некоторые ведущие идеи:
- Необходимо изменить роль ученика: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются к партнерским, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.
- Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармонической личности. В связи с этим возникает проблема повышения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения данной проблемы могут стать современные информационные технологии.
- Существуют противоречия между технологической средой, окружающей ребенка в быту, наличием высокотехнологичных звуко и видео воспроизводящих устройств (DVD, МР3 – плееры, мобильных телефонов, коммуникаторов, ПК и т.д.) и техническим обеспечением образовательного пространства школы (в частности урока музыки). Следовательно, одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио и видео материалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволят добиться желаемого результата.
- Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, интересным, запоминающимся для учащихся любого возраста, формирует эмоционально-положительное отношение к предмету. В результате в кабинете с помощью администрации школы появились компьютер, мультимедийное устройство и экран. Теперь я на своих уроках демонстрирую презентации, разработанные мною к изучаемым темам, использую CD\DVD диски с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, рок-опер. Информация, предоставленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это позволяет реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. Формами овладения информационными технологиями на уроках музыки может стать выполнение докладов, тестов, проектов с электронной презентацией. Цель использования этих форм – организовать комфортные условия обучения, при которых все ученики взаимодействуют между собой.
Одной из ведущих технологий, используемой на уроках музыки, является метод проектов. Этот метод не является новым в мировой педагогике. Он возник в 20-е годы ХХ века в США. Его называют также методом проблем. Сегодня метод проектов применяется каждым педагогом. В основе метода лежит умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Метод всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся.
Учитель предлагает ученику проблему, знакомую и значимую для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель подсказывает новые источники информации, направляет мысли учеников для самостоятельного поиска. В результате ученики самостоятельно решают проблему, применив необходимые знания из разных областей.
Проектную деятельность можно применять и на уроках освоения материала, и на уроках по применению знаний, а также на уроках обобщения.
Требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения (например: исследование современности классической музыки; изучение творчества композиторов разных стран; сравнение идей музыки минувших эпох и современности; решение проблемы современности «настоящее искусство бессмертно – это родник общей человеческой духовности»).
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например: доклад о музыке великих наших «современников», искусство которых, независимо от эпохи, в которой было создано, отвечает нашим современным идеалам; показ компьютерной презентации; выпуск газеты; проведение музыкальных лекториев с выступлением творческих групп по данной проблеме).
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурированное содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.
В процессе использования ИКТ на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.
Считаю, что необходимо включать информационно-коммуникативный метод в учебный процесс с раннего школьного возраста. Кроме этого, каждый педагог не только преподаватель, но и воспитатель. Благодаря духовной общности учителя и коллектива подростков процесс информационного обучения не сводится к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения.
Проектные задания могут заканчиваться компьютерными презентациями, которые помогают более наглядно представить либо иллюстративный материал к уроку, либо творческие работы учителя и учащихся, помогают накопить базу данных.
Для работы с презентациями использую следующие алгоритмы для учащихся и учителя.
Алгоритм работы с презентациями для учащихся:
1. Разбиться на творческие группы по интересам.
2. Выбрать лидера – организатора.
3. Распределить обязанности.
4. Получение задания. Поиск и сбор информации.
5. Коллективная работа. Сортировка информации.
6. Консультация и редактирование информации учителем.
7. Защита презентации.
Алгоритм работы с презентациями для учителя:
1. Выбор тем по изученному разделу.
2. Постановка целей и задач перед учащимися.
3. Знакомство с источниками информации.
4. Редактирование информации с учащимися, ввод в компьютер.
5. Оценка творческой презентации.
Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.
Еще одной формой нашей деятельности является компьютерное тестирование на обобщающих уроках. Цель – систематизировать и обобщить знания, полученные в течение четверти года.
Таким образом, применение ИКТ делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное современным.
Используя возможности программы Power Point, мной были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают разнообразить уроки. Так, например, уроки-презентации широко использую во время знакомства с творчеством композиторов. Составила презентации к следующим темам:
- «Музыкальные инструменты», «Зимнее утро», «Зимний вечер»
- Мюзикл «Волк и семеро козлят» (3 класс).
- Симфоническая сказка «Петя и волк» (2 класс).
- «Русские народные инструменты» (2 класс).
- «Моя Россия» (2 класс).
- «Слава земле Русской» (4 класс)
-«Орфей и Эвридика - история забытого шедевра» (5 класс) и т.д.
Для проведения уроков использую фонограммы песен дисках. Огромную помощь в работе мне оказывают диски «Классическая музыка», «Шедевры классической музыки», «Опера» и др.
Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.
Применение ИКТ на уроках музыки позволяет значительно повысить эффективность образования. способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований. Все это, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.
Категория: Музыка | Добавил: Светлана
Просмотров: 554 | Загрузок: 0
Российское образовааниеМинистерство образования и науки Российской ФедерацииРОСОБРНАДЗОРДетямEDUокногтоегэeduтелефон доверияРоссийское образоваание ГИАКультураВода РоссииВода России